Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире26 августа 2011 16:35

Падение Триполи и диктат «школоты»

Судя по качественному и возрастному составу революционеров, город под контроль взяли учащиеся старших классов с автоматами. Первого сентября в школу они не собираются…

«МАРКЕРЫ» ПОВСТАНЦЕВ

Только наивный сомневался в том, что режим Каддафи сможет долго противостоять такому мощному и хитрому противнику, как НАТО. Да, поначалу восстание на востоке Ливии казалось сумбурным и спонтанным. Мы сами наблюдали, как неумело и прямо скажем коряво «воевала» армия повстанцев из Бенгази. Однако при поддержке западной авиации, сметавшей на пути мятежников тяжелую технику правительственных войск, повстанцы смогли с горем пополам захватить ключевые центры, отважившись наконец на главный штурм всей своей «Революции 17 февраля»

«КП» удалось поговорить с одним из участников этого штурма. Он не стал скрывать, что замысел операции рождался вовсе не в головах членов Переходного национального совета. Триполи был атакован отрядами из Мисураты, Злитана и Аз-Завии. Между подразделениями существовала четкая координация и связь, обеспечивали которую, естественно, западные доброжелатели. В задачи этих отрядов вовсе не входило отважно и сломя голову штурмовать укрепрайоны, крепости и расположения правительственных войск. Повстанцы должны были лишь ввязаться в позиционный бой, после чего специально обученные люди приборами-«маркерами» подсвечивали цели, и в дело вступала авиация Северо-Атлантического альянса. И эта стратегия дала свои плоды. Сегодня можно смело признать — Триполи пал и находится во власти...

Впрочем, в чьей власти находится город понять сложно. В этом мы убедились лично, въехав в город с восточной стороны на какой-то попутной машине. Пассажиры машины, полковник миграционной службы и его сын, нешуточно вызверились на нас, узнав, что мы из России. Хорошо, что за свои стволы не хватались, а просто «сдали» нас на первом же посту повстанцам и потребовали, как мы поняли, чтобы нас допросили, проверили, обыскали. Но, нас спасла бумага-«вездеход», изготовленная «на колене» где-то под Ефреном выпускником Бакинской военно-морской академии полковником Мухтаром, ныне – авторитетным «полевым командиром». Безумно интересно, что в ней такого написано арабской вязью?

Юнцы с автоматами, показывают на сверхбдительных стукачей, и говорят: «с этими людьми вам дальше ехать не надо». Нам ловят такси, которое должно довезти до гостиницы. По дороге, по какой-то мудрой восточной причине, непонятной европейскому человеку, нас пару раз пересаживают на другой транспорт, пока мы наконец не въезжаем в центр города.

ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ

Он совсем не похож на Бенгази. И выглядит побогаче, и отстроен покрасивше, одним словом — столица. Да только столица эта стремительно теряет свой сияющий вид и все больше начинает напоминать Бенгази образца марта-апреля. Зловоние из глубин улиц, текущая по дороге канализация, растущие горы мусора вдоль дорог. Иногда эти горы поджигают, и на столбы дыма, как мухи на варенье, мчатся толпы западных журналистов. Заниматься внешним видом города новым властям, уже прибывшим в город некогда. Здесь, к слову, тоже свои нюансы.

В Триполи прибыли делегации из Злитана и Бенгази, и все претендуют на главенство власти. В то время, как триполитане тоже не прочь откусить от пирога в виде размороженных активов Каддафи, которыми Запад любезно угостит «молодую демократию». Так что борьба за власть в Триполи с падением режима Каддафи будет далеко не закончена.

Поимка или уничтожение самого брата-лидера тоже вопрос времени. Однако, неунывающий полковник даже призывает своих сторонников идти маршем на столицу «против крыс и крестоносцев». Но идти, как мы убедились, особо некому. Одни поменяли свои политические приоритеты, другие слишком запуганы, третьи... Упиваются свалившимся праздником непослушания и своим маленьким кусочком власти.

Особенно усердствует в этом юная поросль. Школота понастроила на всех дорогах Триполи блокпостов, снабдив их неимоверными «змейками» и с автоматами в руках проводит «контроль дорожного потока». Выглядит это комично, но попробуй усмехнись такому постовому! Как сказал нам один водитель – «убьет и даже не поймет, что натворил!».. Стоят такие посты друг от друга метрах в 200, поэтому в революционно важном деле досмотра транспорта задействовано, пожалуй, все юное население города. Правда, промышляют они и мелким криминалом.

Прошлой ночью, корреспонденты «КП» покатались по задворкам Триполи в составе экипажа из малолетних революционеров. Краденая машина без номерных знаков, была обклеена повстанческими триколорами, а номера госрегистрации, для куража привешены вверх ногами. Ребята-повстанцы в три часа ночи любезно согласились отвезти корреспондентов КП из одной гостиницы в другую, честно предупредив, что по дороге нас ждут «дела». Мы развозили по каким-то темным переулкам канистры с украденным в порту бензином – их выгрузили с лодки.

Получили с каких-то малолетних воров кофр с явно краденой фотоаппаратурой. Общались на каждом углу и перекрестке с малолетними, но до зубов вооруженными представителями «революционной» гвардии. Оружие они взяли под расписку несколько недель назад, в районных «революционных комитетах». Но, сторонники Кадаффи раздававшие по его же указу стволы, не ожидали в какую сторону их направят дети.

Российское посольство, к слову, тоже охраняет пост из малолеток. Вопреки слухам, никто на наших дипломатов не нападал. Никто не проводил митингов с лозунгами «Свободу Ичкерии!». Пытались перелезть через забор и слить бензин с машины – вот и все проблемы. Хотя наши дипломаты характеризуют обстановку в городе как «напряженную», и без нужды стараются по Триполи не ездить.

Порядка, надо сказать, хаотичная деятельность юных помощников революционеров, не прибавляет. Мало из них кто знает, в каком конце города в данный момент остатки сил каддафистов, почему идет стрельба вон там за углом, что это так бумкнуло на окраине? На эти вопросы сегодня в Триполи не может ответить никто. Более того, отряды повстанцев из различных районов страны, плохо знакомые с географией города, нередко выходят друг на друга, открывая «дружественный огонь». Это вовсе не означает, что противника не осталось. Правительственные войска продолжают сопротивляться — это слышно и по массированным перестрелкам и по ночным бомбежкам авиации, которые в ночь на пятницу, к примеру, начались ровно в полночь. Однако силы каддафистов явно слабеют и по вечерам, на зеленой площади (где всего несколько дней назад толпы прыгали перед телекамерами с портретами Муамара), сотни людей в едином порыве отмечают победу революцию, сопровождая уже привычную неприцельную стрельбу в воздух, совсем нетипичным для нынешней Ливии фейерверком.

Тем не менее всю ночь в Триполи со всех сторон звучала разнокалиберная стрельба, где-то высоко в небе висели самолеты и периодически что-то бомбили в десятках километрах от столицы. Очередная ночь тоже выдалась веселой. А утром в Триполи отключили воду. По слухам, «Каддафи отравил водопровод и сейчас его чистят». Бредовость этой версии в общем угаре никто даже не подверг сомнению, как и известие о том, что «жены Каддафи» стреляют по прохожим из машин… Тем более, что эти «новости» радостно тиражирует ВВС и Аль-Джазира. Как ни странно, толпа корреспондентов из двух идеологически-разных медиа-компаний прибыла в Триполи вместе, числом в полсотни человек. Они даже поселились в одном отеле – так удобнее, когда одно дело делаешь…

ПАДЕНИЕ СИМВОЛА ЭПОХИ

Днем, передвигаясь по городу, мы периодически нарывались на короткие перестрелки. Кто, в кого? Этого не знали и сами стрелявшие. Мы ехали в самое знаковое место павшего режима – в главную резиденцию Каддафи – «Баб Азизия». К резиденции, окруженной высоченным забором, примыкали кварталы, в которых жили родственники, сторонники и министры павшей власти. И здесь, судя по всему, шли ожесточенные бои с отрядами повстанцев пришедших из Мисураты.

Саму резиденцию частично разбомбили еще в марте. Везде следы погрома и панического бегства. Почему-то на каждом шагу встречается женская одежда, и форменный ремень, который мы подобрали, был рассчитан на совсем узенькую девичью талию. Возле «Музея борьбы за Свободу Ливии» скромная группа повстанцев пыталась свергнуть с постамента знаменитую скульптуру – стальную руку переламывавшую НАТОвский самолет. Нам показалось, что они не ведали, что творят - НАТО, все-таки добилось своего – «не мытьем, так катаньем». Мы заглянули в полуразрушенный музей – экспозиция до сих пор внушает трепет – подвешенные к потолку части американских самолетов и длинные лезвия осколков от ракет и бомб. На ветерке они чуть раскачивались и тонко звенели.

Провозившись час, скульптуру все-таки оторвали и погрузили в грузовик. И под дикие крики и стрельбу, настоящий символ независимой Ливии повезли на Зеленую площадь – для глумления и поругания. Стоило ли разменивать независимость своей страны на аргумент «Каддафи засиделся у власти», эти люди поймут очень скоро. Но будет, конечно, слишком поздно.