Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды1 марта 2012 17:50

Евгений Дога: «Пол Маккартни никогда не был великим композитором!»

Первого марта автору музыки к фильмам «Мой ласковый и нежный зверь», «Табор уходит в небо», «Анна Павлова» исполнилось 75 [аудио]

Сегодня автору музыки к фильмам «Мой ласковый и нежный зверь», «Табор уходит в небо», «Анна Павлова» и еще множеству советских хитов исполняется 75

Юбилей Евгений Дмитриевич встречает в Ханты-Мансийске, на кинофестивале «Дух огня»: как раз первого марта проходит его торжественное закрытие. Перед этим он пообщался с нашим корреспондентом.

- Как собираетесь отмечать день рождения?

- Я никогда их не отмечаю! По-моему, это штука очень условная. Время надо не отсчитывать, не делать отметки — время надо наполнять. Юбилеи в каком-то смысле даже закрывают перспективу: человеку исполняется столько-то лет, и он задумывается: «А что же дальше?» Словно поднимает ногу и стоит на месте. Хочется ему сказать: «Да опусти ты ногу и продолжай идти !»

Есть и другая причина, более глубокая и печальная. В день моего рождения умерла моя мама. Так что это день ее памяти.

Композитор уверен, что время и в наши дни нескучное, просто сценаристы плохие.

Композитор уверен, что время и в наши дни нескучное, просто сценаристы плохие.

Фото: ТАСС

- Ваши родные не приедут в Сибирь праздновать вместе с вами?

- Нет, они в Молдавии, хотя кое-где в интернете написано, что они живут в Москве. На самом деле они, как и я, то приезжают, то уезжают... Сейчас ведь весь мир в движении.

- Вы уже показали своему внуку Доминику «Марию, Мирабелу»?

- Конечно. Но вообще с музыкальными делами у него неважно. Вот рисует он великолепно, у него свое видение цветов и того, как они сочетаются... А музыка — такая штука, для которой нужна усидчивость. Но желающих сидеть и работать, так, чтоб на одном месте мозоли образовались, сейчас мало! Сейчас всем все представляется легким: куда ни ткнешь, всюду композиторы, которые на поверку не знают даже нот. А это все равно что журналист, не знающий алфавита. И многие восхищаются: «Ах, какие они талантливые!» - забывая, что талант — это только ткань, из которой надо еще сшить костюм, желательно умелыми руками.

- Пол Маккартни, например, не знал нот, когда писал главные хиты «Битлз».

- Так Пол Маккартни и не великий композитор! У него интуиция, но на него работала целая команда аранжировщиков и так далее... Все равно как если бы на Пушкина работала целая команда людфей, придумывавших рифмы.Конечно, без дарования нечего делать, но дарованию нужна техника, а талантливому человеку - образование.

Я знаю, что среди композиторов, которые заканчивали консерваторию, есть очень талантливые люди. А те, кто мелькают по телевизору — не композиторы!

- А кто? Песенники?

- Да нет, почему? Дунаевский и Мокроусов ведь тоже были песенниками, и такими, что дай бог всякому. И сейчас есть много талантливых песенников, профессионалов, но они почему-то нигде не звучат. Зато звучит самодеятельность, которой на эстраде сейчас — сто процентов. По сути, это такое народное творчество. Конечно, оно было всегда, но было лишь одним из крыльев этой птицы, - а ведь на одном крыле лететь нельзя, так же как нельзя лететь на одной профессиональной музыке...

Не могу сказать, кто из эстрадных композиторов мне нравится. Сейчас эстрада агрессивная, с воплями, в песнях много энергии для движений, для мышц — а где энергия для души? Не вспомню, когда я в последний раз услышал хорошую лирическую песню. Русская народная песня прославилась в мире протяжностью, раздольем, широтой — где это? Где новые «Подмосковные вечера»?В них не упоминалась родина, не было призывов типа «Вперед!» - но все-таки каждый гордился своей родиной, создавшей такую песню. Я недавно был председателем жюри конкурса патриотической песни, - там лозунги сплошные, которые вряд ли кто-то будет повторять... Это не искусство.

- Вас прежде всего знают по фильмам Эмиля Лотяну - «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь». За последние лет десять каким своим фильмом вы больше всего гордитесь?

- У меня и кроме фильмов Лотяну было много великолепных картин, которые вспоминаю с удовольствием. «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие», «Благословите женщину» Говорухина... Мне нравятся фильмы, в которых есть драматургия. К великому сожалению, со сценариями в последнее время большие проблемы. То сценаристы мудрят, то высасывают сюжеты из пальца.

Наверное, они мало знают жизнь — сидят на кухнях и выдумывают что-то из головы. Я вот с огромным удовольствием расширяю географию своих концертов. Сейчас впервые приехал в Ханты-Мансийск, только что побывал в тайге. Фантастически интересно: новые картинки, люди, сценки. Вот это дает пищу! А надуманные сюжеты ничего не дают. И глубины подачи современной жизни в них нет. Жизнь-то интересная, она ничуть не скучнее, чем была десять или двадцать лет назад, у людей остались те же проблемы: любовь — не любовь, удачная жизнь — неудачная жизнь...

В советское время любили хэппи-энды — и правильно, потому что они давали зрителям ощущение перспективы. А сейчас все клонятся в безысходность, или вообще не дают зрителю внятных финалов: мол, иди и сам его додумывай. А точку ставить надо. Художник должен вести зрителя, зритель этого ждет, но умеющих вести сегодня не так много.